Занятия айкидо для детей 3-6 лет

TaranyhinС какого возраста можно начинать заниматься физической культурой вообще и айкидо в частности? Этот вопрос все чаще можно услышать от родителей, желающих привести своих малышей на занятия, и от инструкторов, скептически относящихся к теме детского айкидо - даже взрослым тяжело даются координационно сложные движения и техники, нюансы взаимодействия, - что говорить о детях, особенно самых маленьких. 

Приобщение ребенка к занятиям физической культурой происходит в первые месяцы жизни, обычно с привлечением профессионального массажиста. К возрасту около года малыш вполне может выполнять упражнения, напоминающие гимнастику для взрослых. Именно напоминающие. Т. е. упражнения для детей - это те же упражнения для взрослых, но адаптированные под физиологическое, координационное и психоэмоциональное развитие ребенка в конкретном возрастном периоде. 

Если инструктор айкидо, имеющий опыт проведения тренировок для взрослых, решает начать тренировки детских групп, ему необходимо: 

Представлять особенности вышеперечисленных аспектов развития ребенка в конкретном возрастном периоде - для того, чтобы понимать, подо что он должен адаптировать известные ему "взрослые" упражнения. 
Знать правила изменения нагрузки в рамках тренировки (построение циклограммы тренировки). 
Правильно распределять различные блоки тренировочного процесса, чтобы поддерживать интерес ребенка к выполнению упражнений, дать оптимальную нагрузку за тренировку. 

Несмотря на наличие методики, занятия с малышами остаются по-прежнему очень сложной задачей для инструктора айкидо, т. к. дети возраста 3-6 лет изначально не восприимчивы к необходимости соблюдения определенных правил додзё, их координационные навыки недостаточны для полноценной практики.

У нас есть опыт проведения занятий с детьми от 2,5 лет. В подавляющем большинстве случаев первый приход таких малышей на тренировку - психологическая травма. Ребенок наотрез отказывается заниматься, порою даже отказывается ступать на татами, появляются слезы. Не стоит этого пугаться, предполагать, что Вашему ребенку тренировки айкидо не подходят. Это - самая обычная реакция малыша на незнакомых взрослых, на незнакомый детский коллектив, на необходимость выполнять движения, которые первое время не будут получаться. Главное - реагировать мягко, не принуждать ребенка приобщаться к тренировочному процессу, позволить ему освоиться в новом месте, наблюдая за занятиями со стороны. Ребенок сам присоединится к группе на следующей тренировке, а может быть, уже и к середине первой. Все зависит от изначального состояния психоэмоционального развития ребенка - экстраверта или интраверта. В нашей практике бывали и такие интраверты, которые плакали первые 2-3 тренировки, зато сейчас с радостью бегут на занятия - у них уже нет психологического барьера адаптации в социуме.



К нам приходят малыши с самым разным физиологическим и координационным развитием. Бывает, что самым маленьким (2,5-3 года) очень сложно выдержать всю тренировку, которая длится 45 минут. Опять-таки, это - не повод для поиска других вариантов развития. Необходим принцип постепенности увеличения нагрузки - ребенок начинает с половины тренировки, затем три четверти. Зато какова гордость ребенка, родителей и инструкторов, когда им удается достичь первого РЕЗУЛЬТАТА - малыш способен активно заниматься целую тренировку. Можно скептически относиться к таким результатам - ведь все равно это дети, и нагрузки у них детские. Для скептиков у нас есть бонус: родители, приходите на специальную тренировку для Вас, которая пройдет по той самой детской программе и с теми же нагрузками. Сколько минут продержитесь Вы и сколько движений у Вас получится? Вы сможете по-новому взглянуть на РЕЗУЛЬТАТЫ Ваших детей. Это - действительно результаты с большой буквы. 

Нужна ли физическая нагрузка Вашему ребенку на данном этапе? Должно ли это быть именно айкидо? Не рановато ли начинать? Стоит ли "лишать детства" малышей? Быть может для начала это должны быть не боевые искусства, а еще лучше - игровые командные виды спорта? Эти и многие другие вопросы задает себе каждый родитель. В любом случае только Вы сможете вынести окончательный вердикт относительно своего ребенка. Наша задача - снабдить Вас информацией к размышлению. 

Для начала попробуйте воспринять занятия айкидо не как занятия боевыми искусствами. И даже не как физическую нагрузку. А как тонкий инструмент психологической адаптации малыша к социуму. Адаптация человека к новому социуму - садик, школа, университет, армия, новое место работы - все это сопряжено с определенными психотравмами. От них никуда не убежать, не спрятаться, это - реалии повседневности. Психологическая стойкость человека - это совокупность его позитивных опытов адаптации. 

Но это можно отнести к позитивному моменту любой спортивной секции. Что же уникального предлагает айкидо? На тренировках айкидо царит уникальная атмосфера додзё - места, где постигают боевое искусство. Эту атмосферу культивирует и хранит сенсей. Эта атмосфера, а также уникальная связь "сенсей-ученик" является особым воспитательным инструментом, который отсутствует в игровых командных видах спорта, а также в тех видах боевых искусств, которые за многие десятилетия развития в нашей стране успели "русифицироваться" и утратить дух додзё. Это та составляющая, которая с детства воспитывает почтение и уважение к старшим (сенсей - старший по возрасту, по положению, по званию, по мастерству и т. д.). 

Но почему именно айкидо? Существует много других видов Боевых Искусств. На начальном этапе обучения, где аспект изучения техник минимален, акценты схожи - это физическое развитие, повышение тонуса, привитие координационных навыков. На наших занятиях мы повышаем тонус малышей, применяя общие и специальные физические упражнения. Дети впервые осваивают безопасные падения способом мягкого переката, учатся отжиматься, укрепляют ноги, спину и мышцы брюшного пресса. 

Путем многократного повторения и сочетания зрительной и вербальной информации, даже 3-х-летние малыши начинают запоминать право и лево, названия частей тела, открывая для себя новые способы сложных координационных движений. На каждом занятии дети понемногу пробуют самые простые техники айкидо отработать в парах. Малыши постигают основы ударной техники рук и ног, отрабатывая ее как в виде ката, так и в работе по лапам с инструктором. 

Завершают тренировку специальные дыхательные упражнения.

Взято с  https://vk.com/club75355671