Интервью с Кристианом Тиссье

063-tissierСенсей Кристиан Тиссье

 

Кристиан Тиссье (1951 г.р.) — один из наиболее известных мастеров айкидо в Европе. Он начал заниматься в возрасте 11 лет под руководством Мицуро Наказоно сенсея, а в возрасте 18 лет отправился в Японию, чтобы продолжить своё обучение в Хомбу додзё айкидо айкикай. В течение почти восьми лет он занимался у таких знаменитых мастеров как Сейго Ямагучи, Кисабуро Осава, Киссёмару Уэсиба.

 

 

В 2016 году Кристиану Тиссье  был вручен 8-дан айкидо айкикай.

Это интервью было взято с увлекательного сайта http://www.guillaumeerard.com и неспеша переведено редактором местного информбюро.

 

На протяжении длительного времени я пытался взять интервью у сихана Кристиана Тиссье (8–й дан Айкикай, главы Французской федерации Айкидо). В конце концов, благодаря его доброте и доброй воле, это стало возможным. Существует всего несколько интервью с его участием на английском языке, поэтому я думал, что подобное интервью будет отличным способом представить сенсея Тиссье англоговорящим айкидокам.

 

После чрезвычайно динамичной утренней тренировки мы отправились в один из замечательных ресторанчиков Брюсселя, чтобы приятно позавтракать вместе с Кристианом Тиссье и ещё несколькими нашими коллегами. Там в неформальной обстановке два сихана (этим утром Кристиан Тиссье как раз присвоил этот титул Дэни Леклеру от имени Дошу Моритеру Уэсибы) поделились многочисленными историями из своей многолетней практики айкидо.

 

Затем мы отправились на дневную тренировку, после которой мы с Иваном (мой коллега из журнала «Айкидока») вновь подкараулили сенсея в его раздевалке для того, чтобы, наконец, задать ему все те вопросы, которые мы так долго готовили. Пристально глядя на нас своими необычайно голубыми глазами, он на протяжении часа уделял всё своё внимание нашим вопросам (едва не опоздав в итоге к вылету самолёта). Он отвечал на вопросы очень конкретно и с обезоруживающей искренностью, которая сделала интервью ещё более приятным и интересным. Также мы рассмотрели особенности методики его обучения и принципы функционирования организаций в айкидо.

 

Мне хотелось бы сказать отдельные слова благодарности сихану Дэни Леклеру, Франсуа Варле и Паулю Ван Лердэ (да простят меня эти почтенные джентельмены за мой французский. Прим. переводчика) из франкоязычной ассоциации айкидо за их помощь и теплый прием в Бельгии.

 

Guillaume Erard. Вместо того, чтобы в очередной раз спрашивать вас о вашей молодости и годах жизни, проведённых в Японии, позвольте нам более подробного поговорить о вашей технике. Когда кто–нибудь видит как вы выполняете техники айкидо, его не может не потрясти амплитуда и изящество ваших движений. Является ли эстетика важной частью ваших тренировок?

 

Кристиан Тиссье. Нет, в айкидо мы стараемся достичь чистоты движений в условиях противодействия партнера\противника. Следовательно, для того, чтобы этот конфликт был разрешен, нам необходимо сохрянять в сознании стремление к точности и экономичности движений, таким образом движение будет более чистым. Если оно чистое, то оно естественное и поэтому оно красивое. Как вы можете видеть, эстетика сама по себе не является самоцелью. Айкидо — эта боевая дисциплина, однако, это также искусство, и как только мы используем своё тело с этой точки зрения, мы должны работать над чистотой движений. Эстетика — это финальный результат такой работы.

Ivan Bel. Когда вы работаете, то кажется, что вы полностью расслаблены. Во время семинара вы фактически продемонстрировали, что если уке не даёт нам выполнить технику, мы можем сохранить это расслабленное состояние всего лишь изменив одну технику на другую.

 

Кристиан Тиссье. Это не совсем так. Моё понимание боевых искусств состоит в том, что если мы столкнулись с блоком, мы не должны говорить: «Я не могу сделать эту технику, поэтому, я должен делать что–то другое». В действительности, я стараюсь поступать наоборот, я пытаюсь отыскать подходящее решение с помощью изменения угла движения или положения тела, но не изменения техники. Это именно то, что я старался продемонстрировать вам сегодня во время семинара, особенно на котэ гаеси. Достаточно часто, выполняя эту технику, мы чувствуем, что не можем дальше продолжать движение по целому ряду причин. Как только мы теряем возможность двигаться дальше, мы не должны напрягаться, это всего лишь означает, что мы подошли к концу одного действия, однако, какое–то другое действие должно начинаться в результате нашей остановки, и мы должны стараться не разрывать контакт.

 

Отвечая на ваш вопрос о состоянии расслабленности, хочу отметить, что одна из задач будо — это победа над своим страхом. Желание стать сильнее, чем кто–либо другой не имеет значения. Мы должны стараться преодолеть наши собственные сомнения. Именно поэтому образовательная система, которую мы используем на наших занятиях айкидо, преследует цель исключить ситуации неприятия, отторжения и недопонимания. Чем больше мы будем подавлять эти страхи, тем легче нам будет приблизиться к тому, чтобы избавиться от других страхов, однако, это не означает, что мы станем непобедимыми. На мой взгляд мастерская, чистая техника позволит нам работать над собой и укажет простой путь к общению с помощью движений. Расслабленность происходит из этого.

 

Guillaume Erard. Насчёт общения... Вы делаете особый акцент на взаимоотношениях, которые должны существовать между сите и уке, когда оба должны стараться помогать друг другу улучшать свою технику. Однако, это часто расценивается как поддавки.

 

Кристиан Тиссье. Рассматривать эти взаимоотношения подобным образом весьма ошибочно. Не существует обучения без условностей. Если мы с вами решим поиграть в теннис, то я не стану приходить на игру с бейсбольной битой, в противном случае может оказаться, что играть нам будет весьма затруднительно. Как и в любой системе, мы определим некие правила. Мы носим белое кейкоги (доги) — это правило; мы занимаемся на татами — это тоже правило. Когда мы решим выполнить катате дори из статического положения — это опять определённое условие, поскольку никакого движения нет. Мы не толкаем, и не тянем. Мы позволяем партнеру выполнить технику. Мы создаем услвоия в начале обучения, и через них мы будем формировать нашу технику.

 

Разумеется, поначалу у вас не будет никаких ощущений. Например, мы будем говорить о том, что тенкан должен быть связан с центром, однако поначалу, мы будем видеть просто поворот и, возможно, обоих партнеров, смотрящих в одну и ту же сторону, однако никакого объединения, конечно же, не будет. Тем не менее, если вы работаете с уке, который технически вас превосходит, он будет создавать определенные ситуации, где вы сможете понять, чему пытаетесь научиться.

 

Что интересует меня больше всего, так это возможность тренироваться с людьми, чьи установки отличаются от моих собственных, и, тем не менее, выполнять на них техники не смотря ни на что! Именно поэтому я люблю заниматься с людьми, которых не знаю: высокими, большими, каратистами, дзюдоистами, и так далее. Я люблю работать со всеми, потому что это демонстрирует, что техники могут работать и без дополнительных условий — это и есть «применимость приёма». Однако прежде чем научиться этому, наш тренировочный процесс должен основываться на условиях.

 

Существуют, разумеется, системы обучения, которые полностью отличаются от моих. Некоторые из них очень строги и точны, однако, порой они настолько зажаты в рамках своих собственных правил, что никак не могут освободить сами себя из рамок этих ограничений. Это очень плохо...

Кристиан Тиссье070-tissier-irimi

 

 

демонстрирует ирими

 

 

Ivan Bel. Мы часто говорили о том, что айкидо основывается на двух главных принципах: ирими и тенкан. Глядя на вас, создаётся впечатление, что вы больше акцентируетесь на последнем, сочетая его с амплитудными спиральными движениями. Это ваш осознанный выбор, или он просто продиктован особенностями вашего телосложения?

 

Кристиан Тиссье. Откровенно говоря, у меня есть ощущение, что я практикую айкидо, основанное скорее на ирими. Недопонимание возможно происходит из–за того, что у нас разные представления об ирими. Ирими — это не попытка атаковать партнера в лицо каждый раз, когда он двигается, или оказывается открытым. Для меня ирими — это нечто вроде попытки сблизиться с центром вращения. Ощущение ма–ай в нашей терминологии пришло из кен–дзюцу (Касима Син–рю) и такой тип работы очень прямолинеен. Опять же, это зависит от понимания каждым ирими и тенкан, однако, я действительно считаю, что физически и ментально моё айкидо в основном основывается на ирими, а не на тенкане.

 

Что касается спиральных движений, то это тоже движение ирими. Спираль имеет центр, поэтому каждый раз, когда мы будем находить идеальную точку, вокруг которой можно повернуться, мы будем приобретать необходимую скорость и будем приближаться к центру. В конце концов, мы направим нашу силу в партнера. И в этот конкретный момент это будет идеальное ирими.

 

Guillaume Erard. Вы часто говорите, что айкидо — это образовательная система, которая основывается на определённой боевой подготовке. Как по–вашему, что люди пытаются развить, занимаясь подобной работой?

 

Кристиан Тиссье. Ну, это очень сильно зависит от конкретного человека, однако, если мы говорим об айкидо как системе обучения, то мы ни в коем случае не должны забывать про боевой аспект. Этот боевой аспект был вложен изначально. Мы могли бы заниматься пэзией, скульптурой, дзен или многими другими вещами. Иногда людей в боевых искусствах привлекает вкус к схватке и противоборству. В боевых дисциплинах существует характерная система ограничений и одобрений. Наша система обучения, чья цель — помочь нам самореализоваться, основывается на этом контексте. Каждая ошибка должна освещаться либо учителем, либо невозможностью выполнить технику, однако, поскольку мы на татами, мы получаем ещё один шанс начать всё сначала. Мы должны воспользоваться преимуществами этого нового шанса, не повторять прежних ошибок, а попробовать ещё раз выполнить движение, но уже правильно.

 

Я не согласен с людьми, которые утверждают, что прогрессировать — означает делать что–то просто лучше. Для меня прогресс означает постоянное уменьшение количества ошибок, совершенствование движений и умение не открываться для возможной атаки. Сущность будо — это отсутствие открытых для атаки мест, «waki ga nai», что означает «никогда не оказываться открытым», это касается как наших движений, так и наших слов. В одной из своих книг, я приводил цитату из одной школы этикета, известной также как Огасавара. На главных воротах этой школы было написано: «Когда вы правильно сидите, находясь в идеальной позиции, даже злейший враг не сможет причинить вам вреда».

 

Именно благодаря своему поведению, мы можем не допускать ситуаций, когда мы оказывались бы открытыми. Обучение боевым искусствам предполагает то, что я называю «константами пути», к которым можно отнести: положение тела, контроль дистанции и видение окружающей обстановки. Эти три константы работают вместе. Совсем не сложно внедрить их в практику. Теперь мы можем уже сказать, что это боевое искусство, однако, ничего не изменится, поскольку мы до сих пор не в движении. Для того, чтобы начать двигаться, мы должны призвать другой естественный принцип — технику. Почему это естественный принцип? Люди всегда пытались воспользоваться определённой техникой для того, чтобы выполнить задачу более легко и эффективно. Техникам свойственно не пренебрегать другими принципами. Поэтому всё это дополняет само себя. Хорошо выполненный приём позволяет экономить движение и силу. Стремление к экономичности также естественно. Это именно то, чего мы должны пытаться достичь.

 

В завершение темы, вы можете добавить такие принципы как общение и достижение чистоты, а также какие–нибудь другие. Я действительно считаю, что существуют принципы айкидо, которые до сих пор не были открыты, но которые, тем не менее, являются естественными и которые мы должны добавить в нашу систему обучения для того, чтобы обогатить её.

 

Ivan Bel. Насчет естественных принципов. Мы часто слышим про «Ки», потоке энергии. Вы, тем не менее, не говорите об этом много.

 

Кристиан Тиссье. Да, я предпочитаю не говорить об этом. Причина этого состоит в том, что это понятие очень сбивает с толку. Я повидал довольно много в айкидо и встречал достаточно много сенсеев, и я должен сказать, что те, кто больше всех говорят о Ки, зачастую имеют самую слабую технику.

 

Разумеется, это не касается всех подряд, однако, Ки — это нечто нематериальное. Ки внутри нас. Ки присутствует всюду, независимо от того, знаем мы как его использовать или нет. Основной вопрос с Ки — это его поток. В терминах айкидо есть такое понятие «Кокю», которое является движущей силой Ки. Кокю переводится как дыхание, однако, в действительности более точно было бы сказать, что это сила дыхания.

Кристиан Тиссье

легко обходится без Ки

 

 

На практике это означает, что когда вы занимаетесь с напряженными и задранными чуть ли не до ушей плечами, никакого потока Ки у вас не будет. Любой, кто занимается акупунктурой подтвердит вам это. Следовательно, до тех пор, пока ваша техника не станет совершенной, никакого естественного потока Ки у вас не будет. Мне кажется, что те люди, у которых Ки действительно есть его не чувствуют, потому что у них всё получается само собой, естественным образом.

 

Разумеется, мы можем разработать упражнения, наподобие тех, что были предложены Qigong для того, чтобы специально развивать силу дыхания. Мы также могли бы специально разрабатывать гибкость или что–то другое, но что получится в итоге? Я считаю, что айкидо — это цельная система и она достаточно неплоха. Поэтому бесполезно акцентироваться на каком–то отдельном аспекте боевого искусства, особенно в ущерб всему остальному. Если нам понадобится специально поработать над гибкостью, то мы сможем обратиться к специалисту. То же самое касается и силы дыхания. Однако, мы не должны мешать всё в кучу.

 

Возвращаясь назад к Ки, я предпочитаю не говорить о нём много, поскольку, я думаю, что разговоры на эту тему чаще всего приводят людей в заблуждение.

 

Ivan Bel. Поэтому ваш выбор — полностью сконцентрироваться на отработке техник?

 

Кристиан Тиссье. Совершенно верно, потому что техники раскрепощают тело! Как только вы расслабите своё тело и избавитесь от всех страхов и сомнений, движения станут текучими и плавными, и это позволит вам приобрести Кокю. Если вы обратите внимание на это кокю, то Ки у вас появится естественным образом.

 

источник публикации http://aikido2.ru/aikido/tissier_interview.html